Хороводы — освещаем вопрос

Кто и когда первым на Руси завел хоровод — за давностью лет доподлинно неизвестно. Самый древний танец изначально был частью языческого обряда — поклонения Яриле, могущественному богу солнца. И «хождение за солнцем» прочно утвердилось в славянской культуре на многие века. В хороводные традиции на Руси углубилась Наталья Летникова.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 332
Источник: https://www.culture.ru/materials/142180/khorovod-istoriya-i-tradicii

Посолонь

Алексей Саврасов. Хоровод в селе. 1874. ГТГ

А также карагод, танок, круг, улица. Множество названий любимого народом танца. По Далю — собрания сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. По сложившейся традиции молодые девушки, выйдя на улицу, начинали «играть песни» или заводили «прибаутки», встретившись на ярмарочной площади. В центре событий, как правило, оказывалась хороводница. Женщина, самая заводная в округе. Балетмейстер и хоровик по призванию — песни заводила и придумывала новые танцевальные картины.

Хоровод для крестьянской девушки, что для барышни из высшего света — один из способов приглядеть мужа. Где-то хороводный возраст — с 12 лет, а где-то и позже. Главное — количество дочек в хозяйстве. Так что семья отправляла, как на бал, сначала девиц постарше. Младших до поры держали в тени. В хороводе парни приглядывали себе невест: хороша ли, плывет ли павой, поет ли голосисто.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 918
Источник: https://www.culture.ru/materials/142180/khorovod-istoriya-i-tradicii

Русские хороводы

«Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни».

Иван Петрович Сахаров

Хоровод — толкование, значение, смысл.

Хоровод — древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней. «Большой энциклопедический словарь».

Хоровод — народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. «Словарь русского языка С. И. Ожегова».

Хоровод — малый; мужской род или харагод и карагод, южное, южный круг, танок, улица, собранье сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями; хороводные песни, особые, протяжные, и хороводная пляска, медленная, более ходьба, нередко с подражаньем в движеньях словам песни. Весенние хороводы играют или водят от первых теплых дней, от Пасхи до Троицы; летом страда, не до хороводов, а осенние от Спожинок, Успенья, до Рожд. Богородицы, до Покрова, где уже начинаются заседки, работа при огне, посиделки, супрядки; на святки игры святочные, там опять посиделки, до последнего воскресенья перед Масляной; с четверга катанье, а после Святой опять хороводы; посему и различают хороводы: радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, никольские, ивановские, ильинские, успенские, семенинские, капустинские, покровские. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даль

Русские хороводы, украшая собою нашу семейную жизнь, представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что мы, кроме свадеб, ничего не знаем подобного. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, хороводы представляют особенные черты нашей народности — разгул и восторг. Мы в них открываем творческую силу народной поэзии, самобытность вековых созданий. В этом только взгляде наша народность ничего не имеет подобного. Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни. Этим-то отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, от всего мира. Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие.

Юркина Екатерина — Хоровод, 2005 год.

Места, где отправляются народные хороводы, получили во многих местах особенные названия и удержали исстари за собою это право. Реки, озера, луга, погосты, рощи, кладбища, огороды, пустоши, дворы — вот места для их отправления. На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные, запросто. Праздничные хороводы есть самые древние: с ними сопряжено воспоминание прошлого, незапамятного народного празднества. Для таких хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги, варят пиво, мед и брагу.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям.

Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зим.

Первые весенние хороводы начинаются со Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку. Здесь соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду.

Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнца, старого народного обряда в честь новобрачных.

Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастьбы и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются гудочники—люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские.

Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних. Поселянки закупают наряды: платки и ленты. Московский семик, первенец троицких хороводов, отправляется во всеми увеселениями. К этому дню мужчины рубят березки, женщины красят желтые яйца, готовят караваи, сдобники, драчены, яичницы. С рассветом дня начинались игры и песни. Троицкие хороводы продолжаются всю неделю. Всесвятские хороводы продолжаются три дня и соединены с особенными местными празднествами.

Петровские и пятницкие хороводы отправляются почти в одно и то же время. Начатие и продолжение их зависит от изменяемости нашего месяцеслова. Ивановские хороводы начинаются 23 июня и продолжаются двое суток.

На Петров день оканчиваются наши летние хороводы.

Девичий хоровод на лугу. Русские. Фотоархив Российского Этнографического Музея (РЭМ).

Осенние хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Семенинские хороводы отправляются по всей России с разными обрядами и продолжаются целую неделю. Капустинские хороводы начинаются с половины сентября и отправляются только в городах. Последние хороводы бывают покровские, и отправление их зависит от времени года.

Русские хороводы сопровождаются особенными песнями и играми. Игры хороводные содержат в себе драматическую жизнь нашего народа. Здесь семейная жизнь олицетворена в разных видах. В хороводах, исключительно взятых, заключается народная опера. Ее характер, исполненный местными обрядами, старыми поверьями, принадлежит включительно русскому народу.

«Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым»

М.В. Боскин. Хоровод (фрагмент картины)

Многие века хороводы были частью календарных обрядов. По мере того, как человек познавал законы природы, отпадала необходимость в магических обрядовых действиях. Однако поэтические достоинства обрядовых игр и песен продолжали пленять своей красотой наших предков. А.Терещенко писал: «Хороводы наши, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью. Нет деревни, где бы не совершались они».

Хороводы называли также «круговыми», игровыми песнями, они тесно связаны с трудовыми процессами сельчан.

Игровые песни – особый жанр заклинательной поэзии.

Хороводная песня, например, о льне полностью воспроизводила посев, уход за всходами, уборку, обработку льна до пряжи; обрядовая игра в своём первоначальном значении имела целью обеспечить успех в сельскохозяйственных работах.

Хороводная песня «Маки-маковицы» рассказывает о всех периодах посева, взращивания и сбора мака.

В хороводах идёт речь о так называемых культурных растениях, от роста и созревания которых завесила жизнь крестьянина (мак, капуста, горох, лук, лён, репа и пр.)

Хороводы водили девушки на все народные праздники, в любое время года: в избе, на лугу, поле.

Особо хороводная пора — это поздняя весна, лето, когда хозяйственные работы были ещё не в разгаре.

В хороводе была возможность не только время провести, но и на людей посмотреть и себя показать. Девушки демонстрировали свои наряды, яркие вышивки на сарафанах. Там же и женихов приглядывали.

Б.М. Кустодиев. Хоровод

Хоровод- это не только игра, это картина народной жизни.

По построению хороводы бывают круговыми, когда пение и действие идёт по кругу, круг — всегда имел у русских магическое значение, круг –это солнце, круг – это движение времён годового цикла, круглыми пекли ритуальные блины на масленицу. Когда люди вставали в круг, они старались задобрить солнце. Показывали в движениях как нужно, чтобы вырос лен или рожь. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим.

Не менее распространёнными были линейные хороводы, когда играющие шли линиями навстречу друг другу, обычно пение велось в виде диалогов, в вопросно-ответной форме («А мы просо сеяли», «Бояре», «Кондалы»).

Водили ещё и улиточные, завивательные хороводы, когда ведущий вёл за собой всю единую линию зигзагом, или, завивая в «улитку, капустку». («Плетень», «Капустка» и т.п.) Примером орнаментального хоровода послужит «Заплетися, плетень». 

Литература:

1. Некрылова А.Ф. «Круглый год». М.1991.

2. «Энциклопедия обрядов и обычаев». Сп.б. 1996.

3. Науменко Е.«Этнография детства» М. 1999.

4. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания». Собрание Забылина М. М.1880

5. «Месяцеслов». Собрание Сахарова. М. 1991

Предыдущие статьи:

Всего : 11.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 8262
Источник: https://www.maam.ru/stati/raznoe/horovody-na-rusi.html

Традиции Русского Севера

Хоровод на Русском Севере довольно своеобразен, он сильно отличается от традиционного для средней полосы России. Однако этот вариант танца во многих областях со временем оказался забыт. В своём самобытном виде его можно наблюдать, например, в селе Усть-Цильма Республики Коми во время народных гуляний Красных горок. Древность происхождения и сохранность ритуала на протяжении столетий подтверждается и тем, что большинство жителей села — староверы. Первые достоверные сведения о проведении Горок относятся к середине XIX века.

Горочное «хождение под песню» исполняется одновременно мужчинами и женщинами всех возрастов (начиная с детей и заканчивая стариками) в традиционных костюмах несколько раз в день, в полном виде — вечером, завершая собой празднество. Танец восходит к 17-и фольклорным песенным сюжетам и даёт представление о мировоззрении и эстетических ценностях русского народа много веков назад. Во время танца выполняются семь символических фигур. Их последовательность такова: «столбы», «вожжа», «плетень», «круг», «сторона на сторону», «на четыре стороны», «плясовая». Каждая из фигур исполняется под определённую песню и в определённом ритме: от плавного и неспешного у начальных фигур до стремительного — у завершающих.

Первые шесть фигур Усть-Цилемского хоровода

  • Вожжа, в которую переходят столбы. Участники движутся волнистой линией — змейкой — с постепенно уменьшающейся амплитудой, проходя под аркой, образованной руками первой пары.
  • Затем наступает очередь плетня. Участники движутся по раскручивающейся из центра спирали.
  • Круг — колонна водящих хоровод делает петлю в виде круга.
  • Сторона на сторону — мужчины и женщины разделяются на две шеренги, которые то расходятся в разные стороны, то вновь сближаются. При этом девушки роняют платки и венки на землю, а юноши поднимают их и возвращают их хозяйкам. Эта хороводная игра изображает сватовство и женитьбу молодых.
  • Шестая часть горочного обрядового танца — на четыре стороны — символизирует урожай. Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они «сеют просо».
  • В заключение начинается плясовая часть. Это уже не хоровод, не ритуал, а обыкновенные праздничные народные танцы под гармонь — барыня и кадриль.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 2270
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4

Южнорусские танок и карагод

Южнорусские танки и карагоды представляют собой грандиозное явление русского хореографического творчества. Карагоды по своему виду не похожи на общерусские хороводы. Танки, в этом отношении, ближе к хороводам. Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы».

Карагоды иногда считают родом пляски, в основе которой лежит индивидуальное мастерство пляшущих, самостоятельность действий, почти полная независимость плясуна, плясуньи или пары солистов от других пляшущих. В Белгородских сёлах под карагодом понимают не только движущихся, танцующих людей в круге, но и стоящих рядом «потенциальных исполнителей». Слово «карагод» употребляется и в значении «собраться вместе», «окарагодить» (окружить) кого-либо.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 764
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4

ОБРЯДОВЫЕ ХОРОВОДЫ

Так же существуют медленные хороводы, когда участники поют обрядовые песни и медленно кружатся по кругу. Есть быстрые, когда хоровод стремителен, а участники передвигаются бегом. Нередко встречаются не просто хороводы с кружением, а с целыми обрядами, играми, традиционными игрищами со своими законами и обычаями, с хороводниками, зачинщиками или коноводами, которые начинают водить, и другими участниками, принимающими на себя разные роли. Так же хороводы имели разновидность — передвижение змейкой. С помощью хороводов можно даже разгонять тучи, призывать энергию Благодати и Родных Богов, очищаться от скверны и излечивать болезни, очищаться от различного рода подключек. Они очищают пространство и Землю в целом. Чем чаще это делать, тем меньше будет человек болеть и будет чистым.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 807
Источник: https://zhivokolo.ru/articles/slavyanskie-tradiczii/horovod

Хоровод круглый год

Алексей Степанов. Хоровод

Танцы — занятие праздное. А посему и хороводы водили в установленные сроки — и по поводу.

Весной заводили игру «Ручеек» — символ таяния снега. В язычестве первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В день Лады цепочкой, взявшись за руки, поднимались на холмы, посвящая хоровод Матушке-земле, закликая весну. В июле славили Купалу и просили созревания плодов — вокруг огня да с венками. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки — символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.

С принятием христианства хороводы заводили вне поста и полевых работ. Начинали со Святой недели сразу за Пасхой и до Красной горки, посевной — с перерывом на страду. Летом — по праздникам, как на Троицу. Вновь о танцах можно было подумать и во второй половине августа — осенние от Успения до Покрова, где уже начинаются заседки, работа при огне и посиделки.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 909
Источник: https://www.culture.ru/materials/142180/khorovod-istoriya-i-tradicii

РОДОВЫЕ ХОРОВОДЫ

Самые сложные и мощные хороводы — это хороводы объединения Родов на венчании. Он ведется в два круга, которые представляют из себя САКРАЛЬНЫЙ СИМВОЛ — восьмерку. Переплетаясь, эти два хоровода закручивают и объединяют ЭНЕРГИИ РОДОВ Невесты и Жениха. И если отдаться этому движению в фигуре-символе бесконечности, сохраняя ощущение «здесь и сейчас», начнется гармонизация отношений между новыми родственниками, наладится контакт. Так пытались из разных родов сотворить новый один и установить ЕДИНСТВО РОДА.

Когда именно зародился первый хоровод остается загадкой. Понятно только одно — хороводы возникли очень давно, в глубокой древности. Так же, спорным остается вопрос: от какого слова произошел этот термин. Есть предположение, что само слово «хоровод» разделяется на хор — пение и вод — водить, а кто-то связывает со словами хор и вод (вода ), потому что хороводы обычно было принято водить рядом с озерами, реками. Ведь именно рядом с водой находятся места силы. Коло — в древнерусском языке — колесо, солнце.

Во время хоровода поют обрядовые песни, играют на музыкальных инструментах. При этом участники стараются надевать для хоровода свои самые красивые наряды. Выглядит этот самый древний русский танец красиво и величественно даже со стороны, участвовать же в таком действии — это чувствовать свою сопричастность к традициям своих Предков.

Я бы сказала, что ХОРОВОД можно смело назвать русской медитацией!

Для заитересовавшихся советую прочитать статьи «Инструкция по Хороводам» и «Женские практики».

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1641
Источник: https://zhivokolo.ru/articles/slavyanskie-tradiczii/horovod

Хороводная наука

Хоровод в Курской губернии

Игровые и орнаментальные. На Руси водили два вида хоровода. Орнаменты — ни сюжета, ни ролей. Знай ходи кругом, заплетай рядами из хороводной цепи фигуры. Хореографические хитросплетения связывали с образами русской природы. «Во поле березка стояла» с веточками едва распустившегося весной белоствольного дерева.

Виделись в хороводах узоры кружевниц и резчиков по дереву. Народное творчество, в свою очередь, напоминало змейку хоровода на кружевах или резной доске. Увлечь новыми фигурами, сложными и витиеватыми, — целое искусство и задача хитроумной хороводницы.

Театрализованное действо с главными героями и сюжетом вкупе с хождением кругом. Особенность хороводов игровых. Сюжетная песня, действующие лица, что выражают свой характер мимикой и танцевальными фигурами. Изображали не только людей, но и зверей и птиц. Водили хороводы и на актуальные темы: выбор жениха или невесты, дела семейные и даже с социальным подтекстом — высмеивая помещиков.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 989
Источник: https://www.culture.ru/materials/142180/khorovod-istoriya-i-tradicii

Что рисует хоровод

Хоровод водили сомкнутый, двигаясь по кругу, и линия на линию или змейкой. На основе традиционного танца каждая губерния и даже село создавали свои танцевальные картины. Круг в круге, два круга рядом или переливаясь друг в друга «восьмеркой».

Каждый рисунок хоровода получал свое название: «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель», столбы», «вожжа», «плетень», «сторона на сторону», «плясовая» и непосредственно «круг». Главное — не забывать, что хоровод — творчество в чистом виде со своими знаками и символами: венок — брак, платок — подушка, шелковая плеть — символ покорности и силы. Движутся танцующие в хороводе «по солнцу» или «против солнца» — по старой памяти.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 705
Источник: https://www.culture.ru/materials/142180/khorovod-istoriya-i-tradicii

Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 18664
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 3034 (16%)
  2. https://www.culture.ru/materials/142180/khorovod-istoriya-i-tradicii: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 3853 (21%)
  3. https://zhivokolo.ru/articles/slavyanskie-tradiczii/horovod: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3515 (19%)
  4. https://www.maam.ru/stati/raznoe/horovody-na-rusi.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 8262 (44%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий