«Осень» Алексей Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Источник: https://pishi-stihi.ru/osen-pleshheev.html
Содержание
Анализ стихотворения «Осень наступила, высохли цветы» Плещеева
С атрибуцией стихотворения «Осень наступила, высохли цветы» произошла целая детективная история. Традиционно приписываемое Алексею Николаевичу Плещееву, оно, однако, не появлялось в его прижизненных сборниках. Есть версия, что его автор – составитель хрестоматий для детей Алексей Григорьевич Баранов.
Стихотворение написано предположительно в 1860-е годы. Его автору в эту пору около сорока лет, он активно пропагандирует демократические взгляды, поддерживает студенческие выступления, публикует прозу и поэзию. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Лирический герой явно не представлен, можно назвать его наблюдателем. Интонация почти монотонная и дидактическая, словно учитель назидательно описывает заскучавшим ученикам такое время года как осень. Рифмы часто глагольные, закрытые и открытые. Не чувствуется особого поэтического полета в этих простых, запоминающихся строчках: высохли цветы, солнце не блестит, птички улетели. Луга, как водится, вянут и желтеют, а вот «озимь» (озимые рожь и пшеница, к примеру), напротив, «зеленеет на полях».
Широко применен прием инверсии (измененный порядок слов): глядят кусты, зашумели воды. Эпитеты обыденные: быстрого ручья, теплые края. Впрочем, довольно живописен эпитет «голые». По совместительству он является и олицетворением. Есть и еще несколько олицетворений: глядят кусты, ветер воет. Многоточие в третьей строфе подчеркивает меланхолию картины и рассказчика. «Туча небо кроет»: пожалуй, единственная метафора этого произведения. Уменьшительный суффикс – еще один признак того, что стихотворение явно из детской хрестоматии: птички, дождик, травка. Возвращаясь к теме авторства данного стихотворения, следует отметить, что, разумеется, оно могло затеряться в бумагах поэта и всплыть только после его смерти. Но не стоит игнорировать тот факт, что в конце XIX века, когда оно появляется на страницах книг, указания на автора отсутствует. Путаницу внес и композитор И. Ходоровский, на глаз определивший это стихотворение как принадлежащее А. Плещееву. Позже, уже в советское время, оно повсеместно становится одним из характерных произведений для детей, приписываемых перу А. Плещеева.
Стихотворение «Осень наступила, высохли цветы» А. Плещеева — классический пример пейзажной лирики для детей дошкольного возраста.
Читать стих поэта Алексей Плещеев — Осень наступила, высохли цветы на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/osen-nastupila-vysoxli-cvety/
Это интересно: Стихи про осень — расписываем по пунктам
Ход совместной образовательной деятельности
(дети находятся в холле)
Игра «Когда это бывает?»
Воспитатель: Ребята, кому я кину мяч, тот постарается ответить на вопрос: Когда это бывает?
1. День стал короче, ночь длиннее.
2. Листья пожелтели.
3. Птицы улетели в теплые края.
4. Солнце уже греет не так.
5. Деревья готовятся к зиме.
6. Моросит холодный дождик.
7. Стало холоднее.
8. Люди одеваются теплее.
9. Темнеет быстрее.
10. Дует холодный ветер.
— Молодцы. Какое это время года? (осень)
— Скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью? (листопад)
— Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели (дети забегают в группу под музыкальное сопровождение- Бетховен «К Элизе»)
-Закружились (дети кружатся на ковре, воспитатель рассыпает фрагменты картинок).
-Ветер затих, листочки опали. Ребята, осенний ветер расколол две картинки на мелкие кусочки.
Развивающая игра «Собери картинку»
Давайте соберем их и посмотрим, что получится.
(дети берут по фрагменту и за столом составляют картинки)
-Что получилось? (осень).
-Перед вами картинки непростые, они волшебные. В них спрятались слова об осени. Как вы ее представляете? Назовите, какая она? (печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная)
-Молодцы! (звучит фонограмма трели птицы).
-Ой, кто это? (воспитатель ищет, откуда идет трель и находит птичку).
-Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Птичка, почему ты такая грустная? Что случилось? (воспитатель наклоняется к птичке)
-Ребята, птичка просит помочь ей. Осенний ветер так сильно дул, что птичка отбилась от стаи и теперь не может улететь в теплые края. Ветер обещал птичке помочь, если она выучит стихотворение. Давайте поможем ей. (Воспитатель берет стихотворение у птички).
—Стихотворение называется «Осень наступила». Написал его Алексей Плещеев. (Вывешивается портрет А. Плещеева)
Послушайте, я его прочитаю.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
-О чем это стихотворение? (об осени)
-А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? Как я его прочитала? (грустно, печально).
— Для того чтобы легче запомнить стихотворение, нам помогут картинки-схемы. Давайте их нарисуем. (Воспитатель рисует картинки к стихотворению.)
-Ребята, птичка не понимает, что означает «И глядят уныло голые кусты».Помогите ей. (деревья печальные, потому что опали листья).
-А что такое озимь? (поля, которые засеяли на зиму зерном, пшеницей).
-А теперь еще послушаем стихотворение. Я начинаю говорить фразу, а вы ее заканчивайте.
-Молодцы!
-Ребята, птичка сказала, что вы без меня не сможете выучить стихотворение. Докажем ей, что вы сами справитесь?
-Для этого вы сами себе выберите картинку-схему. Посмотрите внимательно, что на ней изображено, ту часть стихотворения и будите рассказывать.
(дети рассказывают стихотворение с помощью мнемотаблиц).
-Кто же самый смелый и хочет рассказать все стихотворение? Вот видишь,птичка, ребята справились самостоятельно.
(воспитатель наклоняется к птичке)
— Птичка говорит нам спасибо. Вы помогли птичке запомнить стихотворение. Теперь ветер поможет улететь в теплые края. До свидания, птичка.
(птичка улетает)
-Ребята, вам понравилось стихотворение?
-Как оно называется?
-Кто его написал?
-Давайте еще раз повторим стихотворение.
(дети читают стихотворение)
-Спасибо, ребята, огромное всем
За то, что упорно всем миром трудились,
Работали дружно, совсем не ленились.
Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/zauchivanie-stihotvorenija-a-plescheva-osen.html
Осенняя песенка
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Источник: http://detskie-stihi.com/stihi-pleshheeva-pro-osen/
Осень
Я узнаю тебя, время унылое:
Эти короткие, бледные дни,
Долгие ночи, дождливые, темные,
И разрушенье куда ни взгляни.
Сыплются с дерева листья поблекшие,
В поле, желтея, поникли кусты;
По небу тучи плывут бесконечные…
Осень докучная!.. Да, это ты!
Я узнаю тебя, время унылое,
Время тяжелых и горьких забот:
Сердце, когда-то так страстно любившее,
Давит мертвящий сомнения гнет;
Гаснут в нем тихо одна за другою
Юности гордой святые мечты,
И в волосах седина пробивается…
Старость докучная!.. Да, это ты!
1863г.
Источник: http://detskie-stihi.com/stihi-pleshheeva-pro-osen/
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://rustih.ru/osen-nastupila-vysoxli-cvety/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2619 (26%)
- http://detskie-stihi.com/stihi-pleshheeva-pro-osen/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 1001 (10%)
- https://pishi-stihi.ru/osen-pleshheev.html: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 2947 (29%)
- https://www.maam.ru/detskijsad/zauchivanie-stihotvorenija-a-plescheva-osen.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3617 (36%)