Осень: Плещеев А. Н.

«Осень» Алексей Плещеев

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит..

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 319
Источник: https://pishi-stihi.ru/osen-pleshheev.html


Анализ стихотворения «Осень наступила, высохли цветы» Плещеева

С атрибуцией стихотворения «Осень наступила, высохли цветы» произошла целая детективная история. Традиционно приписываемое Алексею Николаевичу Плещееву, оно, однако, не появлялось в его прижизненных сборниках. Есть версия, что его автор – составитель хрестоматий для детей Алексей Григорьевич Баранов.

Стихотворение написано предположительно в 1860-е годы. Его автору в эту пору около сорока лет, он активно пропагандирует демократические взгляды, поддерживает студенческие выступления, публикует прозу и поэзию. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Лирический герой явно не представлен, можно назвать его наблюдателем. Интонация почти монотонная и дидактическая, словно учитель назидательно описывает заскучавшим ученикам такое время года как осень. Рифмы часто глагольные, закрытые и открытые. Не чувствуется особого поэтического полета в этих простых, запоминающихся строчках: высохли цветы, солнце не блестит, птички улетели. Луга, как водится, вянут и желтеют, а вот «озимь» (озимые рожь и пшеница, к примеру), напротив, «зеленеет на полях».

Широко применен прием инверсии (измененный порядок слов): глядят кусты, зашумели воды. Эпитеты обыденные: быстрого ручья, теплые края. Впрочем, довольно живописен эпитет «голые». По совместительству он является и олицетворением. Есть и еще несколько олицетворений: глядят кусты, ветер воет. Многоточие в третьей строфе подчеркивает меланхолию картины и рассказчика. «Туча небо кроет»: пожалуй, единственная метафора этого произведения. Уменьшительный суффикс – еще один признак того, что стихотворение явно из детской хрестоматии: птички, дождик, травка. Возвращаясь к теме авторства данного стихотворения, следует отметить, что, разумеется, оно могло затеряться в бумагах поэта и всплыть только после его смерти. Но не стоит игнорировать тот факт, что в конце XIX века, когда оно появляется на страницах книг, указания на автора отсутствует. Путаницу внес и композитор И. Ходоровский, на глаз определивший это стихотворение как принадлежащее А. Плещееву. Позже, уже в советское время, оно повсеместно становится одним из характерных произведений для детей, приписываемых перу А. Плещеева.

Стихотворение «Осень наступила, высохли цветы» А. Плещеева — классический пример пейзажной лирики для детей дошкольного возраста.

Читать стих поэта Алексей Плещеев — Осень наступила, высохли цветы на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 2619
Источник: https://rustih.ru/osen-nastupila-vysoxli-cvety/

Ход совместной образовательной деятельности


(дети находятся в холле)

Игра «Когда это бывает?»

Воспитатель: Ребята, кому я кину мяч, тот постарается ответить на вопрос: Когда это бывает?

1. День стал короче, ночь длиннее.

2. Листья пожелтели.

3. Птицы улетели в теплые края.

4. Солнце уже греет не так.

5. Деревья готовятся к зиме.

6. Моросит холодный дождик.

7. Стало холоднее.

8. Люди одеваются теплее.

9. Темнеет быстрее.

10. Дует холодный ветер.

— Молодцы. Какое это время года? (осень)

— Скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью? (листопад)

— Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели (дети забегают в группу под музыкальное сопровождение- Бетховен «К Элизе»)

-Закружились (дети кружатся на ковре, воспитатель рассыпает фрагменты картинок).

-Ветер затих, листочки опали. Ребята, осенний ветер расколол две картинки на мелкие кусочки.

Развивающая игра «Собери картинку»

Давайте соберем их и посмотрим, что получится.

(дети берут по фрагменту и за столом составляют картинки)

-Что получилось? (осень).

-Перед вами картинки непростые, они волшебные. В них спрятались слова об осени. Как вы ее представляете? Назовите, какая она? (печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная)

-Молодцы! (звучит фонограмма трели птицы).

-Ой, кто это? (воспитатель ищет, откуда идет трель и находит птичку).

-Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Птичка, почему ты такая грустная? Что случилось? (воспитатель наклоняется к птичке)

-Ребята, птичка просит помочь ей. Осенний ветер так сильно дул, что птичка отбилась от стаи и теперь не может улететь в теплые края. Ветер обещал птичке помочь, если она выучит стихотворение. Давайте поможем ей. (Воспитатель берет стихотворение у птички).

Стихотворение называется «Осень наступила». Написал его Алексей Плещеев. (Вывешивается портрет А. Плещеева)

Послушайте, я его прочитаю.

Осень наступила,

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

-О чем это стихотворение? (об осени)

-А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? Как я его прочитала? (грустно, печально).

— Для того чтобы легче запомнить стихотворение, нам помогут картинки-схемы. Давайте их нарисуем. (Воспитатель рисует картинки к стихотворению.)

-Ребята, птичка не понимает, что означает «И глядят уныло голые кусты».Помогите ей. (деревья печальные, потому что опали листья).

-А что такое озимь? (поля, которые засеяли на зиму зерном, пшеницей).

-А теперь еще послушаем стихотворение. Я начинаю говорить фразу, а вы ее заканчивайте.

-Молодцы!

-Ребята, птичка сказала, что вы без меня не сможете выучить стихотворение. Докажем ей, что вы сами справитесь?

-Для этого вы сами себе выберите картинку-схему. Посмотрите внимательно, что на ней изображено, ту часть стихотворения и будите рассказывать.

(дети рассказывают стихотворение с помощью мнемотаблиц).

-Кто же самый смелый и хочет рассказать все стихотворение? Вот видишь,птичка, ребята справились самостоятельно.

(воспитатель наклоняется к птичке)

— Птичка говорит нам спасибо. Вы помогли птичке запомнить стихотворение. Теперь ветер поможет улететь в теплые края. До свидания, птичка.

(птичка улетает)

-Ребята, вам понравилось стихотворение?

-Как оно называется?

-Кто его написал?

-Давайте еще раз повторим стихотворение.

(дети читают стихотворение)

-Спасибо, ребята, огромное всем

За то, что упорно всем миром трудились,

Работали дружно, совсем не ленились.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 3617
Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/zauchivanie-stihotvorenija-a-plescheva-osen.html

Осенняя песенка

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 163
Источник: http://detskie-stihi.com/stihi-pleshheeva-pro-osen/

Осень

Я узнаю тебя, время унылое:

Эти короткие, бледные дни,

Долгие ночи, дождливые, темные,

И разрушенье куда ни взгляни.

Сыплются с дерева листья поблекшие,

В поле, желтея, поникли кусты;

По небу тучи плывут бесконечные…

Осень докучная!.. Да, это ты!

Я узнаю тебя, время унылое,

Время тяжелых и горьких забот:

Сердце, когда-то так страстно любившее,

Давит мертвящий сомнения гнет;

Гаснут в нем тихо одна за другою

Юности гордой святые мечты,

И в волосах седина пробивается…

Старость докучная!.. Да, это ты!

1863г.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 545
Источник: http://detskie-stihi.com/stihi-pleshheeva-pro-osen/

Кол-во блоков: 7 | Общее кол-во символов: 10184
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://rustih.ru/osen-nastupila-vysoxli-cvety/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2619 (26%)
  2. http://detskie-stihi.com/stihi-pleshheeva-pro-osen/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 1001 (10%)
  3. https://pishi-stihi.ru/osen-pleshheev.html: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 2947 (29%)
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/zauchivanie-stihotvorenija-a-plescheva-osen.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3617 (36%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий