«Несжатая полоса» – одно из самых известных произведений, посвященных жизни и труду крестьян. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Несжатая полоса» по плану.
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasov/neszhataya-polosa.html
Содержание
Анализ стихотворения Некрасова «Несжатая полоса»
Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и крепостные крестьяне. Поэтому Некрасов не только сочувствовал представителям низших сословий общества, но и в своем творчестве постоянно обращался к их проблемам, пытаясь показать жизнь крестьян без прикрас.
Некрасов очень рано покинул родительский дом, однако ни на мгновение не забывал о том, что ему довелось увидеть и пережить в детские годы. Спустя четверть века, в 1854 году, поэт написал стихотворение «Несжатая полоса», в котором вновь затронул тему крепостничества. Автор этого произведения, которому суждено будет впоследствии стать хрестоматийным, искренне считал, что если крестьяне получат свободу, то смогут построить свою жизнь так, чтобы не испытывать голода и нужды. Однако поэт глубоко ошибался, так как отмена крепостного права на бумаге загнала простых людей еще в большую кабалу, так как лишила их самого ценного в жизни – земли.
«Несжатая полоска» — это стихотворение, которое раскрывает, насколько важным в то время для обычного крестьянина являлось землепашество. Это был единственный источник его благосостояния, и именно от урожая зависело, будет ли зимой крестьянская семья с хлебом, или же ей придется голодать. Но далеко не всегда хороший урожай являлся залогом благополучия, и это очень ярко сумел передать в своем произведении поэт.
«Поздняя осень, грачи улетели» — эти строки, известные каждому школьнику, создают умиротворенную и почти идиллическую картину. Однако на фоне безмятежного осеннего пейзажа, когда природа уже готовится к зимней спячке, автор видит несжатую полосу пшеницы и отмечает, что «грустную думу наводит она». Действительно, трудно представить себе, что крестьянин, вложивший столько труда, чтобы получить урожай, от которого напрямую зависит его жизнь, мог бы так пренебрежительно отнестись к хлебу. Тем более, что зерно уродилось на славу, и теперь вынуждено стать добычей ветра, птиц и диких животных. Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».
Однако вездесущий ветер приносит отяжелевшим колосьям неутешительный ответ, рассказывая печальную историю крестьянина, который не в состоянии убрать урожай из-за болезни. «Знал, для чего и пахал он, и сеял», — отмечает поэт, но при этом подчеркивает, что вряд ли рачительному хозяину, который знает цену своему труду, удастся пожать его плоды. А это означает, что крестьянина ждет неминуемая голодная смерть, и никто не придет ему на помощь, потому что у большинства семей – точно такие же проблемы, среди которых голод и болезни занимают одно из первых мест.
Передав слово пшенице и ветру, Некрасов попытался абстрагироваться от увиденной картины и оценить ее максимально беспристрастно. Ведь единственным объяснением тому, что кто-то из крестьян не убрал урожай, является тяжелая болезнь. Однако самое печальное в этой ситуации то, что подобное никого не удивляет и не вызывает сочувствия – люди, по мнению поэта, настолько привыкли к смерти, что попросту ее не замечают. И эта покорность судьбе вызывает чувство досады у Некрасова, убежден, что по праву своего рождения человек является свободным, поэтому должен строить свою жизнь так, чтобы она не зависела от обстоятельств.
Некрасов
Источник: https://pishi-stihi.ru/neszhataya-polosa-nekrasov.html
Это интересно: Октябрь уж наступил: Пушкин А.С.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Несжатая полоса.
История создания – произведение датируют 1854 г., в печати оно появилось в 1856 г. в журнале современник.
Тема стихотворения – тяжелый труд хлебороба.
Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о нескошенных колосьях, рассказ о пахаре. Формально оно состоит из двустиший (дистихов).
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка параллельная ААВВ
Метафоры – «шепчут колосья друг другу», «ветер несет им печальный ответ», руки… высохли в щепку», «очи потускли», «червь ему сердце больное сосет».
Эпитеты – «поздняя осень», «осенняя вьюга», «тучные зерна», «заунывная песня».
Сравнения – руки, «как плети».
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasov/neszhataya-polosa.html
Тема
Вопрос крепостничества остро стоял в первой половине XIX века, поэтому неоднократно поднимался в литературе. Н. Некрасов не мог остаться в стороне. В анализируемом произведении можно выделить широкую тему крестьянского труда времен крепостничества и частную – болезнь хлебороба. Для раскрытия их автор создал необычную систему образов: нескошенные колосья, пахарь и ветер. Главными героями являются первые два, ветер – связующее звено между ними.
Начинается стихотворение осенним пейзажем, который помогает создать печальную, неуютную атмосферу. И лес, и поля – все опустело, сбросило одежду. Даже грачи успели улететь. Посреди поля одиноко стоит несжатая полоса. Автор признается, что она «грустную думу наводит»
.
Авторское внимание переключается на колосья, которые беседуют друг с другом. Они скучают, слушая осенние ветра. Грустно склонив головы, колоски купают зерна в пыли. Поэт характеризует зерна эпитетом «тучные»
. Эта деталь подсказывает, что с полосы могли бы собрать хороший урожай. Пока же его собирают только прожорливые птицы.
Колосья удивляются, почему их не спешат забирать с поля. Они сравнивают себя с другими братьями по полю, находят, что не хуже них: «нет! мы не хуже других — и давно в нас налилось и созрело зерно»
. С каждым днем колоски все больше удивляются, что пахарь не приходит за ними. Ответ на их вопрос приносит ветер. От его лица ведется рассказ о пахаре. Н. Некрасов сразу предупреждает, что вести ветра печальные.
Оказалось, что пахарь тяжело заболел. Он трудился, не жалея себя, но работа оказалась не по силам. Портрет крестьянина вызывает у читателя искреннюю жалость. Перед нами изнеможенный мужчина, который очень исхудал, не может ни есть, ни пить. Его тусклые очи подсказывают, что к крестьянину приближается смерть. В последних стихах Н. Некрасов коротко описывает еще здорового пахаря, который пел «заунывную песню».
Видимо, герой чувствовал, какой конец его ждет. Образы пахаря и нивы символические. Их можно толковать с точки зрения проблемы поэтического искусства. Под образом крестьянина скрывается умирающий поэт, который печалится о том, что не успеет собрать весь урожай на поэтической ниве.
В стихотворении автор показал, что крестьяне – лишь рабочая сила для помещиков, никто не заботится об их здоровье и судьбе. Таким образом, он утвердил идею о необходимости искоренения крепостничества.
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasov/neszhataya-polosa.html
История создания
История создания произведения тесно связана с детством поэта. Он вырос среди крестьян. Его отец-помещик был жесток к своим крепостным. Николай Алексеевич с ужасом и жалостью наблюдал за страданием людей и, в тоже время, восхищался их трудолюбием и силой. Порог отцовского дома поэт покинул рано, но увиденные картины навсегда запечатлелись в его памяти и стихотворениях.
Анализируемое произведение поэт написал в 1854 г. В это время он тяжело заболел и собирался отправиться за границу на лечение. Возможно, это и стало причиной того, что главный герой стихотворения болен. Исследователи считают, что образ несжатой полосы поэт мог заимствовать из народной песни «Полоса ль моя, да полосонька».
Стихотворение Н. Некрасова впервые было опубликовано на страницах «Современника» в 1856 г. В XIX и XX к нему неоднократно обращались композиторы.
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasov/neszhataya-polosa.html
Композиция
По смыслу произведение делится на две части: рассказ о нескошенных колосьях, рассказ о пахаре. Формально оно состоит из двустиший (дистихов).
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasov/neszhataya-polosa.html
Это интересно: Еще весны душистой нега: Фет А. А.
Жанр
Жанр произведения – гражданская лирика, так как в нем автор поднимает вопросы социального неравенства. Также в стихотворении есть признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – трехстопный дактиль. Строки объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasov/neszhataya-polosa.html
Средства выразительности
Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использовал средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «шепчут колосья друг другу», «ветер несет им печальный ответ», руки… высохли в щепку», «очи потускли», «червь ему сердце больное сосет».
Дополняются картины эпитетами – поздняя осень», «осенняя вьюга», «тучные зерна», «заунывная песня»
и сравнением – руки, «как плети»
.
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasov/neszhataya-polosa.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://pishi-stihi.ru/neszhataya-polosa-nekrasov.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3607 (40%)
- https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasov/neszhataya-polosa.html: использовано 7 блоков из 8, кол-во символов 5085 (56%)
- http://poetichno.ru/index.php?fid=114&sid=9139: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 333 (4%)