Лебедь, Рак и Щука: Крылов И.А.

Лебедь, Рак и Щука решили везти воз. Впряглись они, стали тянуть: Лебедь рвется в облака, Щука тянет в воду, а Рак пятится назад. Усилий они много прикладывали, но воз не сдвинулся с места.


Блок: 1/3 | Кол-во символов: 193
Источник: https://mishka-knizhka.ru/basni/basni-krylova/lebed-rak-i-shhuka-basnja-krylova/

Описание

Басню “Лебедь, Щука и Рак” читать нужно как произведение, полностью соответствующее канонам своего жанра. Его основная идея, озвучивающаяся на уроке литературы, достаточно проста: об успехе дела не может быть и речи, если его участники неспособны договориться и двигаться в одном направлении. И неважно, что ими движет – гордость, глупость или жадность, условный “воз” останется на месте, если они не договорятся. Интересно, что эта мысль высказывается в первых трех строчка текста, который сейчас легко скачать бесплатно, а дальше иллюстрируется с помощью типичной для автора аллегории с животными.

Басня Крылова “Лебедь, Щука и Рак”, написанная в 1814 году, имеет интересную историю создания – поэт, чьи стихи сегодня знают даже маленькие дети, посвятил ее членам Государственного собрания. Дело в том, что эти почтенные мужи никак не могли составить общее мнение – дело дошло до того, что пришлось вмешаться самому императору. Так что басню “Лебедь, Щука и Рак” в книге или режиме онлайн можно не только как поучительное произведение, но и как своеобразную историческую справку от человека, который искренне болел душой о благополучии своего государства.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 1597
Источник: https://obrazovaka.ru/biblioteka/krylov/lebed-shhuka-i-rak-chitat-polnostyu-online

Характеристика


Басня состоит из двух частей, отделённых друг от друга графически, — из короткого назидания в начале

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойде́т,

и иллюстрирующего мораль басни сюжета. Басня написана басенным вольным ямбом, количество стоп колеблется от 4 («Везти | с покла | жей воз | взялись») до 6 («Кто ви | новат | из них, | кто прав | — судить | не нам»). В первых шести стихах и двух последних рифмовка парная («согласья нет» — «не пойдет», «мука» — «щука»), в стихах 7—9 — опоясывающая.

Герои произведения, как и в большинстве басен, животные. Образ действия животных, в отличие от человека, однообразен, подчинён инстинктам и определённым законам. Щука может только плавать, лебедь — летать, а рак — пятиться назад. Мораль басни строится на основе этой заложенной природой в животных модели поведения.

Однако, по наблюдению Л. С. Выготского, изложенному в труде «Психология искусства» (1922), описание действий персонажей расходится с заявленной в начале басни моралью. В главе «Анализ басни» Выготский, приведя мнение А. Е. Измайлова о том, что если бы поклажа была легка, то лебедь мог поднять на воздух воз, щуку и рака, подчеркивал это противоречие, составляющее, по его мнению, «психологическую основу всякой поэтической басни»:

Дело не в конечном соображении нашего критика, но в его основной мысли, что соединение этих трех героев за общим делом есть противоестественное, следовательно, самый рассказ иллюстрирует не то, что в товарищах согласия нет, напротив, мы в басне не находим и намека на то, чтобы между животными существовало какое‑нибудь несогласие, напротив того, мы видим, что все они стараются чрезмерно, «из кожи лезут вон», и даже невозможно указать, кто из них виноват, кто прав. Таким образом, ясно, что басня совершенно не осуществляет Лессингова рецепта — в частном случае показать верность общего нравственного утверждения, но идет с ним прямо вразрез, показывая, согласно определению Квинтилиана, нечто совершенно противоположное своими словами и своим смыслом. Мы увидим ниже, что самый этот момент невозможности, противоречия есть необходимое условие при построении басни, и если бы при иллюстрации общего правила нам потребовалась хорошая басня, мы могли бы её составить чрезвычайно просто, придумавши какой‑нибудь случай, где двое или несколько товарищей, ссорясь между собой, не могли довести какого‑нибудь дела до конца. Поэт поступает совершенно иначе: он, с одной стороны, напрягает до крайности струну полного согласия, он развивает до гиперболизма мотив необычайно твердого намерения — «из кожи лезут вон»; нарочно отбрасывает все внешние мотивы, которые могли бы помешать, — «поклажа бы для них казалась и легка», и параллельно с этим и в той же мере он до крайности натягивает другую струну, противоположную струну разброда и разнонаправленности действий своих героев.

И тем не менее, это противоречие заявленной морали и «противоположной струны» якобы существующего согласия — кажущееся. Движения компаньонов по общей работе, подверженное действию инстинктов, как это подчеркнуто на примере животных с противоположными инстинктами, и является основным противоречием слов, заявленных намерений в противоположность намерениям истинным, пусть и не осознаваемым самими персонажами. Очевидно, бессознательные намерения людей, недоговорившихся об общем деле, а возможно и не прочувствовавших свои истинные намерения до конца и послужила основной вдохновляющей идеей для Крылова.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 3459
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8C,_%D0%A9%D1%83%D0%BA%D0%B0_%D0%B8_%D0%A0%D0%B0%D0%BA

Мораль басни Лебедь, Рак и Щука

Лебедь искусно парит в небесах. Рак, напротив, двигается по суше, уверенно, но только назад. Вперед он не в силах сделать и шага. Щука может лишь плавать. Для успешного продвижения им необходимо не только договориться о совместной работе, но и принять, что не каждый из них должен делать то, что ему под силу. Необходимо принимать себя таким, какой ты есть. Если лебедь способен прекрасно летать, то не стоит запрягать его в повозку, словно лошадь. Не всех можно переделать. Никакое дело не может иметь успеха, если все участники двигаются в разных направлениях, действуют не согласованно и т.д. Нередко люди, взявшись за общее дело, тянут «воз» каждый в свою сторону, например, из тщеславия, гордости или жадности. В конце концов такой «воз» действительно обречен стоять на месте.

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 955
Источник: https://mishka-knizhka.ru/basni/basni-krylova/lebed-rak-i-shhuka-basnja-krylova/

Культурное влияние


Басня неоднократно издавалась с иллюстрациями, выполненными в разных техниках, таких известных художников, как Г. А. Ечеистов (1897—1946), А. М. Лаптев (1905—1965), Е. М. Рачёв (1906—1997), и многих других.

Уже при жизни автора басня стала весьма популярна, по сей день постоянно переиздаётся, переведена на другие языки. Аллюзия на «Лебедя, Рака и Щуку» часто встречается в выступлениях политиков, заголовках статей СМИ, пародиях, карикатурах. Фраза «воз и ныне там» устойчиво вошла крылатой фразой в русский язык как символ разобщённости.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 561
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8C,_%D0%A9%D1%83%D0%BA%D0%B0_%D0%B8_%D0%A0%D0%B0%D0%BA

Кол-во блоков: 7 | Общее кол-во символов: 6765
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://obrazovaka.ru/biblioteka/krylov/lebed-shhuka-i-rak-chitat-polnostyu-online: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1597 (24%)
  2. https://mishka-knizhka.ru/basni/basni-krylova/lebed-rak-i-shhuka-basnja-krylova/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 1148 (17%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8C,_%D0%A9%D1%83%D0%BA%D0%B0_%D0%B8_%D0%A0%D0%B0%D0%BA: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 4020 (59%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий