Сороки (Жаворонки)

Со́роки, Жа́воронки — день памяти Сорока мучеников севастийских в народно-христианской традиции славян, приходящийся на 9 марта (22 марта). Название дня происходит от Сорока Севастийских мучеников. По народному календарю, в этот день зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется.

Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли мучные изделия, как правило, булочки в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к празднику . Они символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой версии – песня этих птиц напоминает молитву Севастийских мучеников Богу.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 576
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA)

Другие названия

Со́роки, Сорок сороко́в, Со́роки святые, Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день (каргопол.), Сорок мучеников; укр. Сорочини; белор. Саракі, Соракі, Сарака, Саракасвятыя, Сорак мучанікаў, Сорак пакутнікаў, серб. Младенци, Празник Четрдесет мученика, Дан мученика, Змщин дан, Змиjин дан; болг. Младенци, Свето четирсет, Светото, Женска Цаца.

Ещё один распространённый тип названия праздника — «молодые», «молодожёны», «новобрачные». Названия этого типа (болг. и серб. Младенци) распространены у болгар (западная Болгария), сербов, македонцев, черногорцев.

Название «Сороки» произошло от 40 Севастийских мучеников, память которых совершается Православной церковью в этот день, однако сам праздник с 40 мучениками не имеет ничего общего.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 781
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA)

Почему Жаворонки?

Славяне считали, что жаворонки прилетают первыми с теплых краев. Они будто прокладывали путь остальным птицам, а также ознаменовывали приход настоящей весны. Когда жаворонки прилетели, можно было начинать полевые работы.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 241
Источник: https://kolobok.ua/semya/traditions/844731-22-marta-prazdnik-zhavoronki-ili-soroki-primety-traditsii-i-obychai

Сороки (Жаворонки) — 22 марта

Жаворонки - булочки в виде птичек. 22 марта

На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.

На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:

«Как жаворонок высоко летал,

так чтобы и лен твой высокий был.

Какая у моего жаворонка голова,

так чтобы и лен головастый был».

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.

Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Кучу весенних улыбок, бескрайних просторов здоровья Вам, и пусть в сердце каждого из Вас живет маленькая птичка весны, маленький бог, который будет держать Вас в весеннем настроении весь год! С праздником Жаворонка Вас, дорогие наши!

История праздника Жаворонки

Жаворонки - булочки в виде птичек.

Почему же именно 22 марта считается “птичьим днем”? Когда-то христианские праздники с трудом вытесняли в сознании народа языческие, а потому часто были вынуждены хронологически “подстраиваться” под них, в надежде со временем полностью вытеснить и заменить. Православная Церковь 22 марта (9 марта по старому, Юлианскому календарю) празднует день Сорока мучеников Севастийских. Это “Сороки” народного календаря. В 313 году (кто уж теперь знает точно, какого дня?) римляне пытались добиться отречения от веры у сорока воинов-христиан. Но, как их ни истязали, никто не отрекся. Сорок погибших христиан превратились, согласно народной вере, в жаворонков (которые действительно прилетают в наши края в это время…). Теперь в этот день на Руси поминают погибших воинов и всех усопших родственников. …Когда-то на “Сороки” сельская детвора спозаранку выбегала во двор и старалась перебросить через кровлю сорок щепочек. А хозяйки пекли особые постные булочки — “жаворонков”, с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям, и те с шумом и гамом мчались “закликать” весну. “Жаворонков” насаживали на длинные шесты и взбирались на пригорки, а там что есть силы выкрикивали короткие “песенки-кричалки” — чтобы привлечь гонцов Весны.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 3991
Источник: https://www.supertosty.ru/pozdravleniya/prochie_prazdniki/soroki_zhavoronki/

Рецепт жаворонков из постного теста


2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 ст. сахара, 0,5 л воды, шепотка соли, изюм, сладкий крепкий чай.

Дрожжевой кусок скатывают в длинный жгут, который делят на 40 равных частей. Затем каждый такой кусочек, при помощи скалки, превращают в маленькие верёвочки, по 15 сантиметров.

Жгуты завязывают узлом, один конец формируют в форме головы птички, вместо глаз вставляют изюм. По бокам булочки ножом делают небольшие надрезы – крылья, хвост приминают пальцами. Для сочности готовые изделия смазывают сладким крепким чаем.

Приятного аппетита!

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 622
Источник: https://1001molitva.ru/prazdniki/soroka-zhavoronki.html

Почему Сороки?

Кто-то связывает название «Сороки» с птицами сороками. Но это не совсем так. Связано это с историей про 40 мучеников Севастийских. Воины, которые не отказались от Христа, погибли мучительной смертью. Несмотря на все мучения и боль, они до последнего воспевали славу Христу. 22 марта почитают память 40 святых. 

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 368
Источник: https://kolobok.ua/semya/traditions/844731-22-marta-prazdnik-zhavoronki-ili-soroki-primety-traditsii-i-obychai

Обычаи и традиции

В этот день было принято печь из теста жаворонков. Проводить с ними различные ритуалы и обряды, которые «притягивали» весну. Для выпечки пресное тесто готовили с вечера. 22 марта птичек давали деткам, а те бежали в поле звать весну, приговаривая: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!» В этот день взрослые и дети пели весенние песни — веснянки, зазывающие весну.

С помощью птичек гадали на суженого.  Девушки на выданье перебрасывали выпечку через правое плечо, куда клюв поворачивал, в той стороне суженый ее живет.

Также гадали на богатство. В некоторых жаворонков добавляли монетки, кто вытянет сдобу с «сюрпризом», того богатство ждет целый год.

После всех ритуалов выпечку съедали, а голову птички маме отдавали со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Потом мама скармливала остатки животным.

В этот день также украшали дерево яркими лентами и лоскутками ткани, считалось, что это «прогонит» зиму. Вокруг наряженного дерева водили хороводы и пели песни. 

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1196
Источник: https://kolobok.ua/semya/traditions/844731-22-marta-prazdnik-zhavoronki-ili-soroki-primety-traditsii-i-obychai

Приметы на Жаворонки

40 дней после праздника по утрам морозно – лето будет жарким.

Если на праздник Жаворонки птицы вьют гнездо на солнечной стороне – значит лето будет прохладным.

Снег в этот день указывал на то, что Пасхальная неделя будет холодной, сухая погода на Жаворонки – значит на Пасху тоже будет сухо.  

Удалось увидеть скворца на праздник – лето будет теплым, а урожай – богатым. 

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 398
Источник: https://kolobok.ua/semya/traditions/844731-22-marta-prazdnik-zhavoronki-ili-soroki-primety-traditsii-i-obychai

Литература

  • Балуевская С. В., Лебедева К. Л. «Жавороночный день» в народной традиции Великоустюгского района Вологодской области // Традиции народной культуры: проблемы изучения, сохранения и восстановления: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конфе-ренции – Вологда: ВоГУ, 2017. — ISBN 978-5-87851-733-1 — С. 49—54
  • Весна / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 348–352. — ISBN -2.
  • Кизил / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 492–494. — ISBN -7.
  • Сорок мучеников / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 128–132. — ISBN 978—7.
  • Агапкина Т. А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. — М.: Индрик, 2000. — 338 с. — ISBN 5-85759-108-2.
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. — М.: Современный писатель, 1995. — 416 с. — ISBN 5-265-03309-2.
  • Воропай О. Звичаї нашого народу  (неопр.). — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 1. — 310 с.
  • Гальковский Н. М. Масленица. Сороки // Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — Харьков: Епархиальная типография, 1916. — Т. I. — С. 90–92. — 376 с.
  • Голант Н. Г. Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции карпато-балканского региона // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербургский государственный университет. — СПб., 2007.
  • Ласточка / Гура А. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 85–88. — ISBN -0.
  • Колоб // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Жаворонки // Кулинарный словарь В. В. Похлебкина, 2002
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. III / Сост.: Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
  • Квилинкова Е. Н. Календарные обычаи и обряды гагаузов // Вести Гагаузии. — 2001. — № 9, 16, 23 октября. Архивировано 20 июня 2012 года.
  • Ирей / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 422–423. — ISBN -0.
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар  (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)
  • Максимов С. В. Сороки // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 354–356.
  • Мадлевская Е. Л. Мороз // Русская мифология. Энциклопедия. — М.: Мидгард, Эксмо, 2005. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9.
  • Даль В. И. Месяцеслов // Пословицы русского народа, 1862
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Петровић П. Ж. Младенци // Српски митолошки речник. — Београд: Нолит, 1970. — С. 218. — 317 с. — (Библиотека Синтезе).  (сербохорв.)
  • Плотникова А. А. Материалы для этнолингвистического изучения балканославянского ареала. — М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1996. — 76 с.
  • Русский народ. Будни и праздники. энциклопедия / Сост. И. И. Шангина. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 558 с. — ISBN 5-352-00650-6.
  • Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3.
  • Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981. — 608 с.
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
  • Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — начало XX в. Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1979. — 286 с.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
  • Агапкина Т. А. Младенци // Словенска митологија. Енциклопедијски речник / Редактори Светлана M. Толстој, Љубинко Раденковић. — Београд: Zepter book world, 2001. — С. 359–360. — ISBN 86-7494-025-0.  (серб.)
  • Антониjевиħ Д. Алексиначко Поморавље // Српски етнографски зборник. Књ. 83. — Београд: С.А.Н.У., 1971.  (серб.)
  • Скуратівський В. Т. Дідух. — К.: Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0.  (укр.)

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 5100
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA)

Как сделать птичек на Жаворонки?

Самый простой способ — купить слоеное или дрожжевое тесто. Можно отдельно слепить туловище с головой и крылья, а можно закрутить тесто в узелок по форме, напоминающей птицу.

Для приготовления домашнего теста, используйте любой рецепт теста по вкусу, главное, чтобы оно было постным. Сайт kolobok предлагает вам простой рецепт — булочки жаворонки из теста, которые легко можно сделать с детками. 

Птичек можно сделать не только из теста, но из бумаги, простой мастер-класс как сделать объемных птичек из бумаги вместе с детьми, вы найдете тут.

Вам также будет интересно узнать Пасха 2019: все самые важные дни праздника.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 656
Источник: https://kolobok.ua/semya/traditions/844731-22-marta-prazdnik-zhavoronki-ili-soroki-primety-traditsii-i-obychai

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 16726
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA): использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 6457 (39%)
  2. https://www.supertosty.ru/pozdravleniya/prochie_prazdniki/soroki_zhavoronki/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 3991 (24%)
  3. https://1001molitva.ru/prazdniki/soroka-zhavoronki.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3419 (20%)
  4. https://kolobok.ua/semya/traditions/844731-22-marta-prazdnik-zhavoronki-ili-soroki-primety-traditsii-i-obychai: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 2859 (17%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий