Со́роки, Жа́воронки — день памяти Сорока мучеников севастийских в народно-христианской традиции славян, приходящийся на 9 марта (22 марта). Название дня происходит от Сорока Севастийских мучеников. По народному календарю, в этот день зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется.
Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли мучные изделия, как правило, булочки в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к празднику . Они символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой версии – песня этих птиц напоминает молитву Севастийских мучеников Богу.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA)
Содержание
Другие названия
Со́роки, Сорок сороко́в, Со́роки святые, Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день (каргопол.), Сорок мучеников; укр. Сорочини; белор. Саракі, Соракі, Сарака, Саракасвятыя, Сорак мучанікаў, Сорак пакутнікаў, серб. Младенци, Празник Четрдесет мученика, Дан мученика, Змщин дан, Змиjин дан; болг. Младенци, Свето четирсет, Светото, Женска Цаца.
Ещё один распространённый тип названия праздника — «молодые», «молодожёны», «новобрачные». Названия этого типа (болг. и серб. Младенци) распространены у болгар (западная Болгария), сербов, македонцев, черногорцев.
Название «Сороки» произошло от 40 Севастийских мучеников, память которых совершается Православной церковью в этот день, однако сам праздник с 40 мучениками не имеет ничего общего.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA)
Почему Жаворонки?
Славяне считали, что жаворонки прилетают первыми с теплых краев. Они будто прокладывали путь остальным птицам, а также ознаменовывали приход настоящей весны. Когда жаворонки прилетели, можно было начинать полевые работы.
Источник: https://kolobok.ua/semya/traditions/844731-22-marta-prazdnik-zhavoronki-ili-soroki-primety-traditsii-i-obychai
Сороки (Жаворонки) — 22 марта
На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.
На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:
«Как жаворонок высоко летал,
так чтобы и лен твой высокий был.
Какая у моего жаворонка голова,
так чтобы и лен головастый был».
С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.
В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.
Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.
Христианская традиция не заменила языческих жаворонков полностью, а причудливым образом переплелась с ними. Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Кучу весенних улыбок, бескрайних просторов здоровья Вам, и пусть в сердце каждого из Вас живет маленькая птичка весны, маленький бог, который будет держать Вас в весеннем настроении весь год! С праздником Жаворонка Вас, дорогие наши!
История праздника Жаворонки
Почему же именно 22 марта считается “птичьим днем”? Когда-то христианские праздники с трудом вытесняли в сознании народа языческие, а потому часто были вынуждены хронологически “подстраиваться” под них, в надежде со временем полностью вытеснить и заменить. Православная Церковь 22 марта (9 марта по старому, Юлианскому календарю) празднует день Сорока мучеников Севастийских. Это “Сороки” народного календаря. В 313 году (кто уж теперь знает точно, какого дня?) римляне пытались добиться отречения от веры у сорока воинов-христиан. Но, как их ни истязали, никто не отрекся. Сорок погибших христиан превратились, согласно народной вере, в жаворонков (которые действительно прилетают в наши края в это время…). Теперь в этот день на Руси поминают погибших воинов и всех усопших родственников. …Когда-то на “Сороки” сельская детвора спозаранку выбегала во двор и старалась перебросить через кровлю сорок щепочек. А хозяйки пекли особые постные булочки — “жаворонков”, с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям, и те с шумом и гамом мчались “закликать” весну. “Жаворонков” насаживали на длинные шесты и взбирались на пригорки, а там что есть силы выкрикивали короткие “песенки-кричалки” — чтобы привлечь гонцов Весны.
Источник: https://www.supertosty.ru/pozdravleniya/prochie_prazdniki/soroki_zhavoronki/
Это интересно: Всемирный день поэзии: разъясняем нюансы
Рецепт жаворонков из постного теста
2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 ст. сахара, 0,5 л воды, шепотка соли, изюм, сладкий крепкий чай.
Дрожжевой кусок скатывают в длинный жгут, который делят на 40 равных частей. Затем каждый такой кусочек, при помощи скалки, превращают в маленькие верёвочки, по 15 сантиметров.
Жгуты завязывают узлом, один конец формируют в форме головы птички, вместо глаз вставляют изюм. По бокам булочки ножом делают небольшие надрезы – крылья, хвост приминают пальцами. Для сочности готовые изделия смазывают сладким крепким чаем.
Приятного аппетита!
Источник: https://1001molitva.ru/prazdniki/soroka-zhavoronki.html
Почему Сороки?
Кто-то связывает название «Сороки» с птицами сороками. Но это не совсем так. Связано это с историей про 40 мучеников Севастийских. Воины, которые не отказались от Христа, погибли мучительной смертью. Несмотря на все мучения и боль, они до последнего воспевали славу Христу. 22 марта почитают память 40 святых.
Источник: https://kolobok.ua/semya/traditions/844731-22-marta-prazdnik-zhavoronki-ili-soroki-primety-traditsii-i-obychai
Обычаи и традиции
В этот день было принято печь из теста жаворонков. Проводить с ними различные ритуалы и обряды, которые «притягивали» весну. Для выпечки пресное тесто готовили с вечера. 22 марта птичек давали деткам, а те бежали в поле звать весну, приговаривая: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!» В этот день взрослые и дети пели весенние песни — веснянки, зазывающие весну.
С помощью птичек гадали на суженого. Девушки на выданье перебрасывали выпечку через правое плечо, куда клюв поворачивал, в той стороне суженый ее живет.
Также гадали на богатство. В некоторых жаворонков добавляли монетки, кто вытянет сдобу с «сюрпризом», того богатство ждет целый год.
После всех ритуалов выпечку съедали, а голову птички маме отдавали со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Потом мама скармливала остатки животным.
В этот день также украшали дерево яркими лентами и лоскутками ткани, считалось, что это «прогонит» зиму. Вокруг наряженного дерева водили хороводы и пели песни.
Источник: https://kolobok.ua/semya/traditions/844731-22-marta-prazdnik-zhavoronki-ili-soroki-primety-traditsii-i-obychai
Приметы на Жаворонки
40 дней после праздника по утрам морозно – лето будет жарким.
Если на праздник Жаворонки птицы вьют гнездо на солнечной стороне – значит лето будет прохладным.
Снег в этот день указывал на то, что Пасхальная неделя будет холодной, сухая погода на Жаворонки – значит на Пасху тоже будет сухо.
Удалось увидеть скворца на праздник – лето будет теплым, а урожай – богатым.
Источник: https://kolobok.ua/semya/traditions/844731-22-marta-prazdnik-zhavoronki-ili-soroki-primety-traditsii-i-obychai
Литература
- Балуевская С. В., Лебедева К. Л. «Жавороночный день» в народной традиции Великоустюгского района Вологодской области // Традиции народной культуры: проблемы изучения, сохранения и восстановления: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конфе-ренции – Вологда: ВоГУ, 2017. — ISBN 978-5-87851-733-1 — С. 49—54
- Весна / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 348–352. — ISBN -2.
- Кизил / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 492–494. — ISBN -7.
- Сорок мучеников / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 128–132. — ISBN 978—7.
- Агапкина Т. А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. — М.: Индрик, 2000. — 338 с. — ISBN 5-85759-108-2.
- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х томах. — М.: Современный писатель, 1995. — 416 с. — ISBN 5-265-03309-2.
- Воропай О. Звичаї нашого народу (неопр.). — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 1. — 310 с.
- Гальковский Н. М. Масленица. Сороки // Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — Харьков: Епархиальная типография, 1916. — Т. I. — С. 90–92. — 376 с.
- Голант Н. Г. Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции карпато-балканского региона // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербургский государственный университет. — СПб., 2007.
- Ласточка / Гура А. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 85–88. — ISBN -0.
- Колоб // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Жаворонки // Кулинарный словарь В. В. Похлебкина, 2002
- Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
- Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. – Вып. III / Сост.: Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
- Квилинкова Е. Н. Календарные обычаи и обряды гагаузов // Вести Гагаузии. — 2001. — № 9, 16, 23 октября. Архивировано 20 июня 2012 года.
- Ирей / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 422–423. — ISBN -0.
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
- Максимов С. В. Сороки // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 354–356.
- Мадлевская Е. Л. Мороз // Русская мифология. Энциклопедия. — М.: Мидгард, Эксмо, 2005. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9.
- Даль В. И. Месяцеслов // Пословицы русского народа, 1862
- Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
- Петровић П. Ж. Младенци // Српски митолошки речник. — Београд: Нолит, 1970. — С. 218. — 317 с. — (Библиотека Синтезе). (сербохорв.)
- Плотникова А. А. Материалы для этнолингвистического изучения балканославянского ареала. — М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1996. — 76 с.
- Русский народ. Будни и праздники. энциклопедия / Сост. И. И. Шангина. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 558 с. — ISBN 5-352-00650-6.
- Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3.
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981. — 608 с.
- Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
- Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — начало XX в. Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1979. — 286 с.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
- Агапкина Т. А. Младенци // Словенска митологија. Енциклопедијски речник / Редактори Светлана M. Толстој, Љубинко Раденковић. — Београд: Zepter book world, 2001. — С. 359–360. — ISBN 86-7494-025-0. (серб.)
- Антониjевиħ Д. Алексиначко Поморавље // Српски етнографски зборник. Књ. 83. — Београд: С.А.Н.У., 1971. (серб.)
- Скуратівський В. Т. Дідух. — К.: Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0. (укр.)
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA)
Как сделать птичек на Жаворонки?
Самый простой способ — купить слоеное или дрожжевое тесто. Можно отдельно слепить туловище с головой и крылья, а можно закрутить тесто в узелок по форме, напоминающей птицу.
Для приготовления домашнего теста, используйте любой рецепт теста по вкусу, главное, чтобы оно было постным. Сайт kolobok предлагает вам простой рецепт — булочки жаворонки из теста, которые легко можно сделать с детками.
Птичек можно сделать не только из теста, но из бумаги, простой мастер-класс как сделать объемных птичек из бумаги вместе с детьми, вы найдете тут.
Вам также будет интересно узнать Пасха 2019: все самые важные дни праздника.
Источник: https://kolobok.ua/semya/traditions/844731-22-marta-prazdnik-zhavoronki-ili-soroki-primety-traditsii-i-obychai
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA): использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 6457 (39%)
- https://www.supertosty.ru/pozdravleniya/prochie_prazdniki/soroki_zhavoronki/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 3991 (24%)
- https://1001molitva.ru/prazdniki/soroka-zhavoronki.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3419 (20%)
- https://kolobok.ua/semya/traditions/844731-22-marta-prazdnik-zhavoronki-ili-soroki-primety-traditsii-i-obychai: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 2859 (17%)