В чем сила и духовное значение иконы Покров Пресвятой Богородицы, о чем молиться, в чем помогает, и где находится данная икона? Описание, значение, историю, фото, а также молитву перед иконой «Покров Пресвятой Богородицы» вы найдете в данной статье!
Покров Пресвятой Богородицы – великий православный праздник, символизирующий чудо явления Девы Марии во время осады Константинополя в Влахернском храме. Русский народ особенно трепетно относится к Божьей Матери. В этот праздник все верующие стекались на божественную литургию, где с верой и упованием взывали к Владычице земли и неба с просьбами о покровительстве, защите и решении важных житейских вопросов. После службы принято подавать милостыню нуждающимся.
Источник: https://pravgolos.ru/ikona-pokrov-presvyatoy-bogoroditsyi/
Содержание
- 1 Явление Богоматери
- 2 Богородица – защитница земли русской
- 3 В чем помогает икона «Покров Пресвятой Богородицы»?
- 4 Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника
- 5 Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение
- 6 Почитаемые списки иконы «Покрова Пресвятой Богородицы»
- 7 Иконография
- 8 Где находится святой образ
- 9 Значение молитв, посвященных иконе «Покров Пресвятой Богородицы»
- 10 В каком месте поместить икону в доме
- 11 Покров в топонимике
- 12 Когда и где совершают празднование иконы «Покров Божией Матери»
- 13 Литература
Явление Богоматери
Слово «омофор» в описаниях праздника Покрова и в соответствующих богослужебных текстах означает головной убор Богоматери. При обычном употреблении омофор — принадлежность богослужебного облачения архиерея.
Рассказ о событии взят из жития Андрея Юродивого, который, вместе со своим учеником блаженным Епифанием, и увидел Богородицу, распростёршую над собравшимся в храме народом свой омофор.
Описание в Великих Четьих Минеях
В житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвёртом часу ночи, во Влахернском храме. Согласно житию, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор (др.-греч. ἠλέκτωρ — лучезарное светило, солнце, огненная стихия, (космический) огонь). Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.
Описание Димитрия Ростовского
Согласно описанию Димитрия Ростовского, составленному лишь в конце XVII века, чудесное видение произошло в правление императора Льва Мудрого, в воскресенье, 1 октября, в четвёртом часу ночи. Во Влахернской церкви Константинополя, которую наполнял многочисленный народ, совершалось всенощное бдение, находившийся в ней Андрей Юродивый поднял глаза и увидел
Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию: — Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?
Епифаний ответил:
— Вижу, святой отче, и ужасаюсь.
— Димитрий Ростовский, Жития святых
Богородицу сопровождали ангелы и «сонмы всех святых», среди которых были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Богородица вместе с ангелами и святыми принесла молитвы «к Сыну Своему и Богу нашему». Димитрий Ростовский так описывает молитву Богородицы:
Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Своё Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там.
— Димитрий Ростовский, Жития святых
Смысл видения
Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.
Датировки
Описанные события имели место, согласно некоторым датировкам, в 910 году (по иным источникам, в 902 году), при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность. В иных источниках говорится о войне с племенами русов в 860 году или болгар в 926 году.
Однако полной ясности в данном вопросе трудно достичь, поскольку описание события заимствовано из жития Андрея Юродивого, годы жизни которого можно установить лишь предположительно. В частности, «Православная энциклопедия» сообщает:
Согласно житию, святой жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого» (император Лев I) и преподобного Даниила Столпника († 493). Однако ряд анахронизмов в тексте и его сходство с житиями других юродивых — Симеона Эмесского, Василия Нового, Нифонта Кипрского — заставили первого его издателя болландиста К. Яннинга отнести время жизни Андрея Юродивого к правлению императора Льва VI (886—912), а создание жития — к X веку. Соглашаясь с этим, архиепископ Сергий (Спасский) указал на позднее появление имени преподобного в греческих синаксарях (XII век). По мнению И. И. Срезневского, могло существовать древнее житие Андрея Юродивого, написанное в VI веке и переработанное в середине X века, а С. Манго считал, что житие Андрея Юродивого было создано в конце VII века. В работах Л. Рюдена подробно аргументирована датировка жития 50-ми годами X века.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B
Это интересно: Рождество Пресвятой Богородицы: распишем по пунктам
Богородица – защитница земли русской
Как только люди приняли христианство, к ним пришло осознание, что они нуждаются в заступничестве божьей Матери и помощи Господа. Русский народ всегда искренне верил, что Бог не оставит их и защитит от напастей и бед. Богородица – ходатаица перед своим Сном за всех, кто верит в него и хочет спасти свою душу. И Владычица не оставляет людей в горе.
С древних времен икона «Покров Пресвятой Богородицы» считалась заступницей казаков. Перед любым сражением они с верой и надеждой приходили помолиться перед образом и возвращались с победой.
Источник: https://pravgolos.ru/ikona-pokrov-presvyatoy-bogoroditsyi/
В чем помогает икона «Покров Пресвятой Богородицы»?
Икона способна защитить вас от несчастий и невзгод. Перед иконой «Покрова Пресвятой Богородицы» молятся об обереге своего дома, чтобы все беды и невзгоды обходили его стороной. Зачастую Богородицу просят защитить от болезней, либо излечить уже имеющиеся недуги. Кроме того, прихожане взывают не только для себя, но и для других людей.
Наличие иконы «Покрова Пресвятой Богородицы» в вашем доме будет отличным решением.
А вот куда вешать – лучше решить самим, но часто располагают образ в прихожей.
Молясь перед ней, вы сбережете не только свое жилье, но и своих родственников от недругов и невзгод
Молитва начинается с восхваления Сына Богородицы и Ее самой. Только после этого можно о чем-то просить, но затем снова читается восхваление.
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-pokrov-presvyatoy-bogoroditsy/
Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие вспоминают чудо явления Богородицы известному христианскому святому Андрею, Христа ради Юродивому, и его ученику Епифанию. Описание этого видения приводится в житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих четьи-минеях святителя Макария Московского 2 октября по старому стилю, на следующий день после праздника Покрова.
Стра́шно и чу́дно виде́ние честну́ю свя́тцу (т.е. честных святых — в славянском языке кроме единственного и множественного имеется двойственное число — прим. ред.) Андре́я и Епифа́ния, ка́ко ви́деста на возду́се святу́ю Богоро́дицу, прише́дшу Влахе́рну в святу́ю це́рковь с а́нгелы и с Предоте́чею и с Богосло́вцем Иоа́нном и с ине́ми мно́гими святы́ми. Наро́ду стоя́щу в це́ркве, ви́деста моля́щуся с слеза́ми к Сы́ну за ве́сь ми́р. И глаго́ла Андре́й к Епифа́нови: «Ви́диши ли Цари́цу и Госпожу́ все́х, моля́щися за́ мир?» Он же рече́: «Ви́жу, о́тче!» И покры́вши честны́м свои́м омфо́ром, светя́щися па́че еле́ктора лю́ди су́щая в це́ркве.
Согласно описанному видению, Богородица по воздуху пришла царскими вратами во Влахернскую церковь Константинополя в сопровождении ангелов, Иоанна Предотечи, Иоанна Богослова и сонма святых. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богородица сняла с головы омфор и держала над молящимися в церкви людьми. Омфор при этом сиял, как електор (от греч. ἤλεκτρον — янтарь, прим. ред.). Андрей Юродивый — будущий известный христианский святой, славянин, попавший некогда в византийский плен. Омфор или покров — женский головной убор, большое покрывало, закрывающее голову и плечи. Святые Андрей и Епифаний видели, как Богородица покрыла своим омфором всех людей, молившихся в храме, защищая их от бед и напастей — зримое выражение молитвенной помощи Богородицы, молящейся «со слезами к Сыну за весь мир». Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей.
Библиотека Русской веры
Поучение на Покров Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Источник: https://ruvera.ru/pokrov
Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение
Древнейшие русские стихирари (сборники стихер, праздничных песнопений) включают в себя и песнопения Покрову. На сегодняшний день известна самая ранняя служба Покрову Богородицы из минеи XIV века. А первые упоминания об этом празднике имеются в Прологах, сборниках поучительных текстов, которые датируются концом XII — началом XIII века. Уже к XV веку праздник Покрова получил общерусское распространение. В Великих четьих-минеях, составленных святителем Макарием, имеется уже не одно, а несколько похвальных слов на праздник Покрова, написанных в разное время. В XVI веке, при святителе Макарии, митрополите Московском и всея Руси (ок. 1482–1563), и первом русском царе Иване Грозном (1530–1584) праздник становится одним из самых почитаемых в русской Церкви.
Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей. Вот как говорится об этом в праздничном тропаре:
Дне́сь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем, осеня́еми Богома́ти твои́м прише́ствием, и к твоему́ взира́юще пречи́стому О́бразу уми́льно глаго́лем, покры́и на́с честны́м Си амфо́ром, и изба́ви нас от вся́кого зла, моля́щи Сы́на своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да спасе́т душа́ на́ша
Русский текст:
Сегодня мы, православные люди, радостно празднуем, осеняемые, Мати Божия, твоим пришествием, и взирая на твой пречистый Образ с умилением просим, укрой нас честным твоим покровом, и избавь нас от всякого зла, молясь к Сыну своему, Христу Богу нашему о спасении душ наших.
Библиотека Русской веры
Канон Покрову Пресвятой Богородицы →
Читать онлайн
Кондак празднику:
Де́вая дне́сь предстои́т в це́ркви, и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу. А́нгели со святи́тели покланя́ются, апо́столи же с проро́ки ликовству́ют. На́с бо ра́ди Богоро́дица мо́лит Христа́ Преве́чнаго Бо́га.
Русский текст:
Сегодня Девая предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, апостолы же со пророками ликуют. Потому что за нас молит Богородица Христа Превечного Бога.
Источник: https://ruvera.ru/pokrov
Это интересно: День Казанской иконы Божьей Матери — разбираем суть
Почитаемые списки иконы «Покрова Пресвятой Богородицы»
Данная икона включает в себя внушительное количество почитаемых списков, большую часть которых возможно лицезреть в Российских храмах и церквях. Например, такие списки хранятся в церкви Воскресения. Один из таких хранится также в Красном селе в храме Покрова и в соборе Василия Блаженного. А вот в городе Харьков (Украина), лежит чтимая копия списка. Такая же копия имеется в Николаевском соборе города Новгорода.
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-pokrov-presvyatoy-bogoroditsy/
Иконография
Древнейшие изображения
Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены в Суздале— на вратах Рождественского собора (начало XIII века), выполненных в технике золотой наводки по меди, и во Пскове — в росписях собора Снетогорского монастыря (1313).
XIV веком датируются иконы из Покровского монастыря в Суздале (собрание Государственной Третьяковской галереи), Зверина монастыря в Новгороде и икона из Восточной Галиции, находящаяся в собрании Национального Художественного музея Украины (см. изображения ниже).
«География» икон Покрова
Древние греческие иконы Покрова не известны, более того, даже в книге «Ерминия» — широко известном греческом полном сборнике наставлений и указаний по иконописи, написанном в 1730—1733 годах известным теоретиком иконографии, афонским иеромонахом Дионисием из Фурны, — описание изображения Покрова Богородицы отсутствует.
Архимандрит (ныне епископ) Николай (Погребняк) даже пишет, что «византийских икон (как и иных других — кроме русских)» попросту не существует, что не совсем верно, как показывает фреска из монастыря Грачаница (см. ниже).
Варианты композиции
Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Центральной, главной и обязательной фигурою на иконах является Дева Мария, которую изображают с омофором в руках или в виде оранты в верхней средней части икон. В состав композиций икон входят также изображения Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, расположенные по обеим сторонам от изображения Девы Марии. Кроме того, в нижней части икон изображается Андрей, Христа ради юродивый, рукою указывающий Епифанию на Богородицу. Достаточно часто встречается изображение Романа Сладкопевца на амвоне с орарём (под изображением Богородицы). Кроме того, на иконах Покрова изображаются святые в белых одеждах — спутники Богородицы во время небесного её шествия по Влахернскому храму — и ангелы, летящие рядом с Мариею. В нижней части иконы, рядом с Андреем, изображают и молящихся людей. Все изображения, кроме изображения самой Богоматери, не являются обязательными и могут варьироваться на разных иконах или даже совершенно отсутствовать.
-
Покров Богоматери. Икона 1360-х годов из Покровского монастыря в Суздале. Собрание Государственной Третьяковской галереи.
Изображение плата в руках Богоматери, а также фигура святого Романа Сладкопевца традиционно считаются признаком «среднерусского» варианта иконографии Покрова. -
-
Покров Богоматери. Фрагмент плохо сохранившейся композиции – фреска притвора собора монастыря Грачаница (Сербия, Косово). 1570-е годы.
В XVI веке древнерусские по своему происхождению образцы иконографии Покрова и «О Тебе радуется» переносятся на Балканы.
«Казачьи» иконы Покрова
Много столетий назад казаки выработали собственный стиль изображения икон. Основное его отличие — изображение молящего люда в виде казаков.
-
Малороссийская икона Покрова Пресвятой Богородицы начала XVII века с изображением казаков.
-
Икона Покрова Пресвятой Богородицы с изображением последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (справа). Середина XVIII века.
-
Азовская икона Покрова Пресвятой Богородицы, XVIII век. Присутствует изображение святого Георгия Победоносца, также весьма почитаемого казаками.
-
Кубанская икона «Покрова Пресвятыя Богородицы с казаками» (часть росписи Свято-Ильинского храма, г. Краснодар)
Наиболее старые из дошедших до нас казачьих икон датированы началом XVII века и относятся к эпохе становления Запорожской Сечи — казачьего государства на Днепре (времен гетмана Петра Сагайдачного и далее). Казаки изображались как на самой почитаемой казачьей иконе «Покрова Пресвятыя Богородицы», так и на ряде других. Традиции иконописи из века в век претерпевали определённые изменения. По иному стала изображаться и Богородица с покровом.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B
Где находится святой образ
Одни из самых почитаемых в христианстве являются чудотворные изображения Богоматери. В любом храме России можно увидеть списки иконы «Покров Богородицы». Среди них есть те, что являют чудеса.
Самые известные списки образа находятся:
- В храме Покрова Святой Богородицы, находящемся на Нерли, которая была построена князем Андрее Боголюбским в седьмом веке.
- В храме Василия Блаженного на Красной площади, основанном Иоанном Грозным в 1555 г. Древний собор имеет богатую историю. Храм действующий, в нем расположен исторический музей.
- В г. Москва в женском Покровском монастыре (здесь же находятся мощи святой Матроны Московской).
Источник: https://pravgolos.ru/ikona-pokrov-presvyatoy-bogoroditsyi/
Значение молитв, посвященных иконе «Покров Пресвятой Богородицы»
Чтобы правильно возносить молитвы, следует вдуматься и понять смысл произносимых текстов.
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша.
В нем поясняется, с какой целью христиане собираются в этот день в церкви. Просит у Богородицы избавить их от всякого зла и указывает на Христа Бога, как на единственный Источник благодеяний.
Слушать тропарь:
Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
В кондаке описывается видение святому Андрею, указывая на торжественность события и моление Девы Марии Господу за людей, как причину всеобщей радости.
Слушать кондак:
Акафист подробно рассказывает историю влахернского чуда и возвеличивает Богородицу, призывая Ее защитить всех, кто с молитвой прибегает к Ней.
Слушать Акафист:
О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.
Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего, пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание;
всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия, и на Страшнем Суде Сына Твоего;
преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва, которую читают после акафиста, содержит все просьбы, какие могут быть у христианина к Господу. Начинается с прославления Богородицы, затем идут просьбы и прощении грехов и помиловании, которое подает Бог по молитвам своей Матери. Далее перечисляются насущные потребности, начиная с помощи в трудах духовенству и заканчивая «послушанием для чад». В конце верующие просят упокоить души усопших и предаются воле Господа
Слушать Молитву:
Источник: https://pravgolos.ru/ikona-pokrov-presvyatoy-bogoroditsyi/
В каком месте поместить икону в доме
- на восточной стене или «красном углу»;
- над входом в дом;
- напротив двери в комнату;
- напротив входной двери.
Источник: https://pravgolos.ru/ikona-pokrov-presvyatoy-bogoroditsyi/
Покров в топонимике
Праздник Покрова оставил значительный след в топонимике Белоруссии, Казахстана, России, Украины и некоторых других стран бывшего СССР, на территории которых имеется большое число населённых пунктов с названиями Покров, Покровка, Покровск, Покровская, Покровский, Покровское и подобных им (например, Ново-Покровская, Ново-Покровский).
Об этом празднике напоминают названия московских улиц, площадей и районов: Покровка, Покровские Ворота, Покровское-Глебово, Покровское-Стрешнево.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B
Когда и где совершают празднование иконы «Покров Божией Матери»
Широко празднуется в восточной православной традиции. На Руси праздник «Покрова Пресвятой Богородицы» отмечают 14 октября. Основал традицию Андрей Боголюбский, который, изучив житие святого Андрея, пожелал, чтобы в честь этого знаменательного события был установлен праздник.
В этот день сельскохозяйственные работы прекращались. Крестьяне заканчивали работать на подворье, а скотину из хлевов больше не выгоняли. Особенной любовь пользовался праздник у незамужних девушек. Утром они наперегонки бежали в храм. Считалось, кто первой зажжет свечу у иконы, та первая пойдет под венец.
Защитница всего рода человеческого слышит любую просьбу, главное, чтобы она была искренней и шла из глубины сердца. Богородица будет сопровождать любого человека, какие бы бедствия не одолевали человека. Эта икона – духовное подспорье для каждого верующего. Молитва перед образом поможет обрести спокойствие, наставит на путь истинный и подарит надежду.
Источник: https://pravgolos.ru/ikona-pokrov-presvyatoy-bogoroditsyi/
Литература
- Покров / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 127–128. — ISBN -4, 978—8.
- Александров А. Об установлении праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Русской Церкви // Журнал Московской Патриархии, 1983. № 10-11.
- Георгиевский Г. Русский ли праздник Покров? // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1893. Ноябрь. С. 626—639.
- Остроумов М. А. Происхождение праздника Покрова // Приходское чтение. СПб., 1911. № 19. С. 401—412.
- Плюханова М. В поисках исторического источника (Служба Покрову)
- Перевезенцев С. В. Покров Пресвятой Богородицы над Русью
- Сергий, архиепископ Святой Андрей Христа ради юродивый и праздник Покрова Пресвятой Богородицы, СПб., 1898.
- Шалина И. А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. М., 2005. С. 359.
- Basil Lourié. The Feast of Pokrov, its Byzantine Origin, and the Cult of Gregory the Illuminator and Isaac the Parthian (Sahak Partcev) in Byzantium (англ.)
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B: использовано 4 блоков из 12, кол-во символов 10207 (46%)
- https://ruvera.ru/pokrov: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 4319 (19%)
- https://omolitvah.ru/ikony/ikona-pokrov-presvyatoy-bogoroditsy/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1260 (6%)
- https://pravgolos.ru/ikona-pokrov-presvyatoy-bogoroditsyi/: использовано 6 блоков из 9, кол-во символов 6485 (29%)